Как получать знания бесплатно?

Лайфхаки и ментальные ловушки

digitoryicoВ этой заметке я расскажу о том, как получаю нужные знания об интернет-маркетинге, причём, в большинстве случаев абсолютно бесплатно. Однако поговорим мы не только о лайфхаках свободного плавания в сегодняшнем море интернет-знаний, но и о том, какие подводные камни встречаются в процессе такого самообразования.

ЭкзаменВ предыдущей статье «Затушить проблему деньгами» я озвучил свою основную жизненную установку: если ваш бизнес пересекается с Интернетом, значит, вы обязаны разбираться в том, как устроена кухня e-commerce и в основах интернет-маркетинга и продвижения. То же самое относится и к любым другим сферам нашей жизни. Предприниматель, на мой взгляд, вообще человек-оркестр: он должен понимать и в бухгалтерии, и в налоговом кодексе, и в кадровых вопросах и так далее. Причём разбираться досконально, до винтиков. Я не встречал ни одного успешного человека, который бы пренебрегал мелочами. Наоборот, все, кто добивается успеха, разбирают мир «до атомов». Говорят, Наполеон знал, сколько стоила пуговица на мундире каждого солдата… Впрочем, мы отвлеклись. Вернемся к теме самообразования.

Когда я начинал, денег на учебу у меня не было. Поэтому я не прибегал к услугам репетиторов, не платил за поступление в вуз, не посещал платные курсы повышения квалификации. Потом это стало моей принципиальной позицией, даже спортом. Я всегда старался получить знания бесплатно. Надо сказать, что я не отличаюсь сверхспособностями. Но решил твёрдо: не платить за то, что можно получать бесплатно. Скажу честно, не всегда это удавалось. Так, например, я исправно плачу за курсы английского языка в сервисе Skyeng. Я покупаю книги. Но это скорее исключения. В остальном все, что мне нужно, я беру бесплатно. И не столько ради того, чтобы сэкономить, сколько для того, чтобы не попасть в ментальную ловушку «Платное обучение — гарантированные знания».

Нет абсолютно никакой связи между тем, сколько вы заплатите за обучение, и качеством знаний на выходе

Работает эта ловушка следующим образом: вам кажется, что вопрос, который нужно изучить, очень сложный и сами вы ни за что не справитесь. Нужен специалист, который вам всё объяснит, разжуёт и подаст на блюдечке. И чем дороже и известнее профи, тем выше вероятность того, что вы приобретёте нужные знания в требуемых объёмах. Вы покупаете курсы «Стопятьсот навыков эффективных людей», или «Секреты суперскоростного продвижения сайтов от гуру СЕО», или «Как найти работу своей мечты за неделю». Вы в полной уверенности, что поступаете правильно, ведь курсы стоят сумасшедших денег, а значит, сумасшедше эффективны…

Однако почему вы решили, что раз заплатили, то дело в шляпе? Наоборот! Вы заплатили и расслабились. Расслабились и забыли про то, что нужно работать.

Дорогой фитнес-абонемент не накачает ваш пресс. Покупка книги «Как бросить курить» не избавит вас от пагубной привычки. Платные курсы не сделают вас гуру интернет-маркетинга, и вот почему:

• Преподаватель не заинтересован в том, чтобы вы добились успеха. В чём его интерес? В том, чтобы вы купили его курсы.

• Преподаватель не гарантирует вам результат. А что вообще он может гарантировать? Только взять с вас плату. Больше ничего.

• Кто такой вообще этот преподаватель? Почему вместо того, чтобы работать, он рассказывает другим о том, как это нужно делать? Откуда у него время на получение реально полезных скиллов, если он постоянно в разъездах, выступает на конференциях, участвует в различных публичных мероприятиях для поддержки собственного рейтинга, пишет книги, снимает видео и далее по списку. Только подумайте: сколько отнимает времени популяризация себя — 50, 80, 99% жизни? Редкие профессионалы будут тратить на это время и тем более делиться своими секретами с публикой на каких-то двухдневных курсах или двухнедельных интенсивах. А у тех, кто активно занимается подобными вещами, полезной информации оказывается на копейку, потому как её просто неоткуда взять.

А раз так, то зачем платить? Благо есть много бесплатных способов получить те же знания. И здесь мы переходим к лайфхакам:

1) Для привлечения людей на платные курсы преподаватели вынуждены выкладывать в свободный доступ бесплатные занятия в виде демороликов или проводить бесплатные открытые уроки, которые потом попадают на видео. В Интернете легко найти записи нужного специалиста, послушать, почитать, посмотреть. Скорее всего, это не будут краткие и ёмкие конспекты, так что придётся потратить много времени. Но и на платных занятиях не ждите, что вы будете получать тонны информации в единицу времени, — там будет всё та же «вода» с редкими включениями «мяса». Повторю, что полезной информации у платных преподавателей различных интернет-курсов маловато и её довольно просто собрать из открытых источников. Как искать?

Возьмите имя, фамилию автора или название его платного курса, вбейте в YouTube — и смотрите всё, что выдаёт поиск. Ролики хороши тем, что их можно слушать за рулём — визуальной информации там зачастую немного.

Например:
Леонид Гроховский (понравился этот парень, нежадный — много полезного выкладывает в свободный доступ)
• netology.ru (есть бесплатные занятия);

2) Есть энтузиасты, которые совершенно бесплатно выкладывают свои наработки в свободный доступ: статьи, аналитические данные, научные исследования. Зачем они это делают? Да просто так. Зачем, например, я пишу эти строки? Я не собираюсь продать вам потом свои курсы, которых у меня нет. Я не жду, что эти строки читает будущий клиент «ДИДЖИТОРИИ», который принесёт много денег. Я делаю это просто так. Просто потому, что считаю это правильным. Я трачу два часа в неделю на то, чтобы поделиться своими мыслями и, может быть, сделать мир лучше. Ищите таких энтузиастов.

«Как искать?» — спросите вы. Да просто через поиск. Но дело в том, что авторы подобных материалов не заморачиваются SEO-продвижением, поэтому в результатах выдачи поисковиков забиты всяким хламом, который будет склонять вас на платные курсы, однако полистать запросы стоит.

Кроме того, можно воспользоваться:
• тематическими форумами вроде searchengines.guru;
• видеоконференциями TED (на русском уже есть);
• проектами типа habr.ru;
• наконец, личными рекомендациями людей, которые в теме. Если хотите — пишите мне в почту, постараюсь помочь: roman@digitoriya.ru.

3) Есть бесплатные образовательные программы, которые финансируются государством и частными компаниями. Мотивация у них всё та же — или привлечь аудиторию на платное обучение, или сделать мир лучше. А мы просто пользуемся тем, что дают:

intuit.ru (многое бесплатно);
stepic.org (всё бесплатно).

4) Офлайновые мероприятия:

Веб-мастерская «Яндекса» (раз в год проходит большая конференция, но и в остальное время есть интересные и полезные мероприятия);
cybermarketing.ru — очень хорошие бесплатные курсы. Отдельное спасибо — SEO-гуру Александру Митнику.

Кто-то хвалит мероприятия Google, но я на них не был. И вообще, всё, что я тут указал, я лично использовал и могу рекомендовать. Если чего-то тут нет, это значит, что я не гарантирую результат: не был, не видел, не знаю, или это мне банально не понравилось. Процентов 80 из того, что я перечитал, пересмотрел, переслушал — мусор, заимствованная информация или слишком заумные рассуждения, слишком далёкие от реальности. Указанный мною список, конечно же, неполный. В этой заметке я лишь указал общие принципы. Дальше действовать будете вы!

digitoryico_cop Автор: Роман Субботин, основатель агентства «Диджитория».

P.S. В конце каждой заметки я пишу про один бизнес, который мне понравился, и про один бизнес, который мне НЕ понравился. Необязательно из мира Интернета или рекламы. Просто о том, что нравится, и о том, что еще нуждается в «допиливании» или попросту нежизнеспособно.


Бизнес, который мне нравится

Carprice
Сервис экспресс-продажи автомобилей

Уважаю Оскара Хартмана за то, что он умеет создавать яркие и амбициозные проекты. Скажу честно: не всё из того, что он делает, мне лично нравится, но в целом это, безусловно, талантливый человек. Так вот, идея его очередного бизнеса проста: рынок Москвы перенасыщен б/у автомобилями, и они тут дешевле, чем в провинции. Так почему бы не наладить конвейер по перекачке авто из столицы в регионы? Я приехал в Carprice на своём пятилетнем «Кашкае» просто попробовать, а уехал на такси, потому что мне дали наличными больше, чем предлагали по «трейд-ин». На всё ушло два часа, включая мойку автомобиля. Впрочем, не советую обращаться в этот сервис тем, у кого старый автомобиль или редкая модель (а уж тем более если и то, и другое), — мало дадут.


Бизнес, который мне НЕ нравится

Трасса М11
Платный участок дороги между Москвой и Солнечногорском, построенный друзьями российского президента

Раз уж заговорили на тему авто, то её и продолжим. Поговорим про трассу М11, а точнее, её платный участок Москва – Солнечногорск. Вообще, состояние дороги, соединяющей два крупнейших города России, вызывает те же чувства, что и сама страна — жалось, граничащая со стыдом. При этом непонятно, почему граждане сначала заплатили налоги, на которые власти должны были построить трассу, а теперь платят за то, чтобы по ней ездить. Про тарифы этой шарашки уже многое сказано, в основном нецензурно. Во-первых, дорого. Ну то есть, ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ дорого, цены буквально за гранью добра и зла. Во-вторых, непонятное ценообразование (вожу с собой лист А4, усеянный с двух сторон таблицами и цифрами). В-третьих, и деньги-то не могут взять по-человечески: очень неудобно пополнять баланс на транспондере. Сделать это можно или в офисе (что, само собой, неудобно), или на сайте. А теперь внимание! У сайта отсутствует мобильная версия! Как вы уже догадались, приложения для телефонов тоже нет. То есть создатели портала всерьёз предполагали, что для оплаты проезда водитель, увидев, что шлагбаум не открывается, развернётся через две сплошные, помчится домой, откроет ноутбук и заплатит за проезд. Я таки научился делать это с телефона на ходу, на скорости 120 км/ч, вбивая в мелкие поля номер карты (при этом система его не запоминает и поэтому требует каждый раз вводить заново), но безопасности движения такие манипуляции, сами понимаете, не способствуют. Впрочем, и на том спасибо, что хоть как-то работает.

P.S. С августа 2016 года, чтобы зайти на сайт, нужно ещё и капчу вводить…