Текст для питерских магазинов «КЕЙ»: Как выбрать фотокамеру?

Выбор цифрового фотоаппарата всегда сводится к ответу на пару несложных вопросов: для каких целей я покупаю камеру и что собираюсь снимать? Ответив на них, вы поймете, какой категории из нижеперечисленных отдать предпочтение и далее определитесь с конкретной моделью — сочетанием характеристик и цены, которые готовы заплатить.

Условно все камеры, представленные сегодня на рынке, можно разделить на следующие категории:

Компактные фотоаппараты или «мыльницы» (в эту же категорию входят водонепроницаемые компакты) – универсалы фотомира с привлекательными ценниками. Подойдут для большинства пользователей и целей — повседневной съемки во всех возможных жанрах и отпуска (даже с погружением под воду). Самые простые в освоении и вместе с тем довольно функциональные модели, полностью или частично автоматизированные, с целым букетом полезных фишек – от поддержки GPS и Wi-Fi для выгрузки фото прямо в Сеть до встроенных в камеры операционных систем и специальных приложений для создания спецэффектов и оперативного редактирования снимков; от моделей с суперзумами (возможностью многократно приблизить объект съемки) до аппаратов широкоугольными и светосильными объективами, которые позволяют получить снимки практически профессионального качества. Если вы, конечно, владеете некоторыми секретами фотосъемки.

Компактные камеры со сменной оптикой (их еще называют системные или беззеркальные) – вариант для пользователей, желающих продвинуться в мастерстве производства фотографии, для съемки в избранных жанрах. В зависимости от ваших жанровых предпочтений подбирается оптика – портретный объектив, макро, универсальное или штатное стекло, широкоугольный или длиннофокусный объектив и так далее. Снимают не хуже зеркальных, благодаря большим матрицам и возможности менять объективы, однако отличаются куда более скромными габаритами и весом. Стоят подъемных для любителя денег.

Зеркальные фотоаппараты – вершина фотоолимпа. Мощные безусловные профессионалы фотодела. Как правило, супертяжеловесы, поскольку оборудованы встроенной системой зеркал, большой матрицей и возможностью менять объективы, подключать вспышки. Подойдут не только профессионалам, но и пользователям желающим продвинуться в фотомастерстве. Однако последним придется выбирать между зеркалкой и беззеркалкой. И выбор здесь не всегда очевиден.

Давайте рассмотрим подробнее какие классы фотоаппаратов существуют в рамках этих категорий и для чего они подойдут.

 

  • Выбираем компакт

 

Как и все прочие фотоаппараты, компактные цифровые камеры движутся по пути повышения функциональности при одновременном упрощении процесса эксплуатации. Большинство пользователей этой категории предпочитают получать фотографии хорошего качества с минимумом затрат времени на выяснение, как это работает. К девизу «Компактность и простота» можно добавить «качество», поскольку сегодня практически нет камер, делающих откровенно плохие фотографии. При желании и с помощью мыльницы реально получить достойные результаты, если потратить какое-то время и приложить усилие.

Шаг 1. Выбираем класс компакта.

Сейчас на рынке представлено огромное разнообразие компактных моделей, среди которых можно выделить следующие классы:

— недорогие мыльницы по цене до 10 000 рублей – универсальный и доступный вариант для всех и каждого, предпочтительнее выбирать модели с более надежным металлическим корпусом и максимально доступной кратностью зума для съемки на отдыхе, например; зачастую такие мыльницы может заменить встроенная в смартфон камера, поэтому как следует подумайте перед этой покупкой;

— дорогие и средней цены продвинутые компакты с большими матрицами и светосильными или широкоугольными объективами для съемок во всех жанрах (в том числе в поездках для съемки архитектуры) и при плохом освещении, прекрасно записывают видео, могут покупаться в пару к зеркалке как более компактная альтернатива);

— ультракомпактные и тонкие фотоаппараты с эффектным дизайном стоят чуть дороже недорогих мыльниц, однако функционально более насыщены, полностью автоматизированы и отличаются дружелюбным меню, которое не сложно освоить, подойдут детям и девушкам всех возрастов;

— суперзумы с 30-50-кратным приближением объекта съемки – прекрасный вариант для тех, кто часто путешествует, но ценит хорошую фотографию и не хочет брать с собой тяжелую зеркалку или системную камеру с большим дальномерным объективом, отличаются возможностью тонкой настройки (съемками в полностью ручном, автоматическом и полуавтоматическом режимах);

—  водонепроницаемые камеры – чуть дороже мыльниц, но позволяют снимать под водой, а также не боятся падений с высоты человеческого роста, погружений в пляжный песок и вообще агрессивного обращения, незаменимы для большой семьи, выезжающей на отдых или для тех, кто желает фотографировать подводный мир; функционально близки к мыльницам, поэтому ждать от них очень качественных фото, особенно в условиях плохого освещения, не приходится, а в остальном со всеми задачами, включая запись видео, справляются хорошо, часто оснащены GPS-приемником;

— смарт-камеры (умные камеры) – довольно специфический гибрид фотоаппарата со смартфоном, с операционной системой Android внутри, сенсорным интерфейсом для управления и поддержкой Wi-Fi и/или 3G для оперативной публикации фото или видео в Интернете; подойдут тем, кто активно пользуется Instagram и прочими фотосервисами, но недоволен возможностями своего смартфона.

Снижение цен, которое сопровождает всякий технический прогресс, позволило всем желающим приобщиться к искусству фотосъемки. Вместе с тем, пользователи стали разборчивее и не готовы довольствоваться простыми мыльницами. Наблюдается повышение спроса на дорогие, но функциональные устройства. Покупатели стали более разборчивыми и требовательными к качеству изображения. Дешевые же модели, как правило, приобретаются спонтанно, и не факт, что потом часто используются. Ведь почти у каждого есть смартфон со встроенной фотокамерой, который позволяет сделать недурное фото или видео.

Шаг второй. Выбираем качество изображения компакта.

В принципе законы физики трудно обойти. Качество изображения зависит от размера и светосилы оптической системы (блока линз), а также от того, насколько чувствительна к свету матрица фотоаппарата. При этом крайне важно, чтобы был низок уровень помех (шумов) на матрице. Но в компактных камерах размер матрицы и оптики a priori невелики, поэтому производителям приходится изощряться в двух направлениях – разработка более совершенных, чувствительных и нешумных матриц, а также алгоритмов цифровой постобработки изображения.

Приятна тенденция увеличения физического размера матриц даже в моделях среднего уровня. Наряду с этим некоторые производители продолжают гонку мегапикселей. Но мы-то знаем, что больше не значит лучше и 10–12 Мп более чем достаточно. При увеличении разрешения матрицы качество изображения начинает падать, особенно в условиях недостаточной освещенности при высоких значениях чувствительности (ISO). Несмотря на то, что бюджетные модели по-прежнему имеют темную оптику, в общем и целом светосила объективов цифровых компактов постепенно растет, а разнообразие радует. Покупатель может выбрать камеру с суперзумом, обычной или широкоугольной оптикой. Кроме того, среди дорогих компактов встречаются модели с довольно большой матрицей — формат от 1/1,7″ до 24х36 мм, позволяющей делать снимки на уровне зеркалок.

Еще одной, если не главной, тенденцией рынка цифровых компактов можно считать наличие в аппарате автоматических режимов и предустановленных сцен (сюжетных программ), при которых камера сама распознает условия съемки и подбирает оптимальные параметры.

Шаг третий. Выбираем функции компактов.

Помимо упомянутых выше автоматических режимов популярностью пользуются такие удобные вещи, как следящий автофокус, функции распознавания лиц и улыбок, съемка с дополнительными эффектами и прочие аналогичные возможности. Одновременно увеличиваются и становятся сенсорными экраны – это не всегда эргономично, зато просто в освоении.

Для хранения отснятого материала по-прежнему используются встроенная память и карты памяти, самыми популярными из которых являются карты типа SD. Даже производители, упорно оснащавшие свои модели фирменными слотами (MS, xD), теперь добавляют к ним востребованный разъем для SD-карт. Для удобства хранения и просмотра сделанных снимков камеры могут иметь встроенные файл-менеджеры с возможностью сортировки фотографий по различным параметрам, в том числе по конкретному лицу человека.

Отдельно хочется сказать про возможность видеосъемки в компактных фотоаппаратах. Она перестала быть просто приятным дополнением благодаря значительному расширению функциональности. Во-первых, все чаще это видео в формате Full HD. Во-вторых, во многих моделях при записи роликов можно использовать оптический зум, автофокус и ручные настройки. Дополнительным преимуществом является отдельная кнопка для вызова функции видеозаписи из любого режима работы камеры. Таким образом, граница между фото- и видеокамерами продолжает размываться, и фотоаппараты теснят на рынке своих «видеоколлег».

 

  • Выбираем камеру со сменной оптикой – компакт или зеркалка?

 

 

Сегодня камеры со сменной оптикой перестали быть прерогативой профессиональных фотографов. Первым шагом на пути к этому стало появление бюджетных цифровых зеркальных камер. Теперь к ним добавились беззеркальные камеры со сменной оптикой, которые по качеству съемки не уступают недорогим зеркальным моделям и имеют при этом неоспоримое преимущество – компактность.

Зеркальные камеры традиционно ценятся за возможность творческого подхода к процессу, позволяя менять объективы и вручную устанавливать параметры съемки. Это справедливо и для беззеркальных камер со сменной оптикой. Несмотря на радикальное различие в конструкции (наличие/отсутствие зеркала), они имеют ряд основных параметров, важных при покупке.

Приступая к выбору, необходимо понимать, что выбираешь не конкретный аппарат, а целую систему. Объективы и другие аксессуары, которые понадобятся впоследствии, работают, как правило, с моделями одного бренда (максимум – двух). И поэтому, прежде чем купить конкретную камеру, полезно выяснить, достаточно ли широк набор оптики и дополнительных устройств и каков уровень цен на них. Это могут быть вспышки, штативы, видоискатели, светофильтры и пр. Среди производителей на рынке зеркалок – такие гранды, как Canon, Nikon, Sony, Pentax и Sigma. Среди компактов со сменной оптикой — Fujifilm, Nikon, Olympus, Panasonic и Leica. Все они на слуху и прекрасно зарекомендовали себя, так что выбор той или иной марки – это вопрос личных предпочтений – удобства интерфейса и управления, дизайна и многих других факторов. Перед покупкой всегда стоит лично попробовать фотоаппарат в действии.

 

Шаг первый. Выбираем матрицу.

 

Всем известно, что за качество изображения в камере отвечает, прежде всего, матрица. Сегодня не стоит уделять особое внимание типу сенсора и количеству мегапикселей. Современные CCD- и CMOS-матрицы обеспечивают примерно одинаковый уровень качества, хотя производители отдают предпочтение технологии CMOS. Что касается разрешения, то 10–12 мегапикселей достаточно практически всегда и выбирать по этому параметру не надо вообще.

Более важен такой параметр, как физический размер матрицы. В очень дорогих зеркальных камерах часто используются полнокадровые матрицы. В моделях начального и среднего уровня, а также беззеркалках – так называемые кроп-матрицы. Они создают более «шумное» и менее детализированное изображение и все же достаточно качественное для большинства пользователей. Более того, появляются модели с полнокадровой матрицей по цене кроп-камер, примером чему является Sony. Кроп-матрицы сегодня представлены двумя типоразмерами – APS-C и 4/3″, последние несколько уступают первым по детальности изображения.

Еще одна характеристика матрицы – диапазон чувствительности – заметно увеличилась. Большинству пользователей достаточно показателя до ISO 1600, хотя многие камеры имеют верхнее значение 3200, 6400 и даже больше. Другое дело, получается ли приемлемый снимок на такой высокой чувствительности. Это приходится проверять опытным путем.

 

Шаг второй. Выбираем объективы.

Вторая составляющая получения качественных снимков после матрицы – хороший и грамотно подобранный объектив. Если раньше объективы для зеркальных камер были категорией очень стабильной, изредка обновляемой, то сейчас производители выпустили массу разнообразной сменной оптики как для цифровых зеркалок, так и для беззеркальных моделей. Она традиционно делится на категории: модели с фиксированным фокусным расстоянием и с возможностью изменения фокусного расстояния (варио- или зум-объективы). Все они, конечно, различаются по количеству используемых в них линз, материалам линз и корпуса, покрытию, креплению и пр. Но последними достижениями в сменной оптике можно считать встроенную стабилизацию и автофокусировку. Стабилизатор и привод автофокуса, встроенные непосредственно в объектив, более эффективны, быстры и экономичны. Правда, и тут есть нюансы. Для того чтобы работал автофокус объектива, камера тоже должна иметь автофокусировку. А наличие стабилизатора несколько снижает светосилу объектива.

Кстати, обычно через специальные переходники можно устанавливать оптику зеркальных систем на беззеркальные камеры. Но, как правило, при этом будет возможна только ручная фокусировка.

 

Шаг третий. Выбираем характеристики.

 

Если сенсоры с каждым годом становятся все лучше, то и процессоры, управляющие работой камеры, от них не отстают. Растет их быстродействие, а некоторые модели оснащаются двумя процессорами сразу. Увеличивается количество датчиков автофокусировки и количество зон экспозамера, растут скорость серийной съемки, размеры и разрешение дисплеев, уменьшается выдержка и пр.

 

Кстати, в беззеркалках и некоторых зеркалках  работает не фазовая фокусировка (по специальным датчикам), а контрастная (процессор постоянно считывает изображение с матрицы), что считается способом более медленным. Но на современных моделях с быстрым процессором контрастный автофокус не уступает по скорости фазовому.

 

Многие пользователи цифровых компактов привыкли к наличию функции видеосъемки. Все беззеркальные модели со сменной оптикой и большинство зеркальных имеют эту возможность. Исключение составляют бюджетные цифровые зеркалки, где функция удалена по маркетинговым причинам. Запись видео осуществляется в форматах HD и Full HD. Качество же видеосъемки зависит от конкретной модели. В одних это лишь «галочка»: главное – что функция есть. В других уровень видеосъемки не уступает фото. Пожалуй, главным недостатком при этом пока является практически полное отсутствие ручных настроек. Зато вы сможете просматривать результаты на большом телевизоре, так как при наличии видеосъемки камера обычно имеет и разъем mini-HDMI. Имейте в виду, что при активном использовании функции видео потребуются карты памяти большого размера.

 

Шаг четвертый. Все-таки беззеркалки?

 

Несколько слов об особенностях беззеркальных камер со сменной оптикой. Основные их преимущества достигаются за счет отсутствия системы зеркал, благодаря чему они имеют компактный корпус и относительно легкий вес, тихую работу затвора и поддержку недорогих и легких светосильных объективов. И при этом обеспечивают качество съемки на уровне бюджетных моделей цифровых зеркалок и позволяют писать очень хорошее Full HD видео. Правда, компактность корпуса оборачивается и другой стороной – она влияет на эргономику корпуса. Большинство беззеркалок имеют менее удобный «хват» для руки, а объектив зачастую может перевешивать корпус камеры. У ряда моделей контрастный автофокус работает медленно, но есть и настоящие спринтеры.

Пользователи помимо технической составляющей всегда обращают внимание на удобство управления камерой и предпочитают, чтобы как можно больше настроек было вынесено на корпус аппарата, дабы избежать постоянного копания в меню. Большинство современных моделей соответствуют этому требованию, хотя в особо компактных камерах это не всегда возможно из-за размеров корпуса. Удобное и грамотное меню также имеет немаловажное значение, и с появлением сенсорных дисплеев сделать его таковым стало еще проще.

 

В рамках категории компактных камер со сменной оптикой можно выделить три класса:

Для новичков – самые компактные беззеркальные аппараты для начинающих фотографов и съемок во всех возможных жанрах с качеством бюджетной зеркалки, стоят умеренно, работают как в автоматическом, так и в ручном режимах, пишут Full HD видео.

Беззеркалки для продвинутого любителя – снимают лучше, чем модели для новичков за счет более крупных матриц, однако больше по размерам и тяжелее, отличаются наличием или отсутствием оптического видоискателя – инструмента всякого профессионального фотографа, позволяющего более грамотно и точно выстроить кадр, чем в случае с электронным (экранным) видоискателем. Может выступить прекрасной альтернативой зеркальной камере среднего класса.

Дорогая беззеркалка для профессионала – отличный инструмент, который без проблем заменит зеркальную камеру в умелых руках. Здесь используются довольно крупные матрицы формата APS-C или 4/3. Благодаря отказу от оптического видоискателя, такие аппараты компактнее зеркалок. Встречаются модели с электронным видоискателем высокого разрешения или гибридным видоискателем, в котором на оптическое изображение накладывается дополнительная информация о параметрах съемки.

 

Шаг пятый. Или зеркалки?

Если такой вопрос стоит перед вами, вы, скорее всего, новичок в фотоделе, поэтому в любом случае не стоит гнаться за самой статусной профессиональной зеркалкой на рынке, лучше начать с любительской модели с более простым интерфейсом управления, потом перейти к полупрофессиональной, пригодной для студийной съемки, путешествий или репортажей. Ну а дальше наш гид вам вряд ли не понадобится, поскольку начинается область «небожителей» — профессионалов, отличающихся максимальной надежностью, самыми большими матрицами, скоростью работы, минимальным уровнем цифрового шума и прочими преимуществами топов от фотографии.